Shea Centore - иллюстратор из штата Нью-Йорк, США.

Компьютерное искусство: цифровые технологии в фотографии

Компьютерное (цифровое) искусство продолжительное время считалось чем-то чуждым и незаконным. В первую очередь скептицизм относительного фотографий, обработанных в специальных программах, исходил от сторонников чистого «природного» фотографирования. Фотоискусство изначально имело множество антагонистов и с трудом заняло свое место в кагорте изобразительных (пластических) искусств. Искусствоведы и поклонники живописи часами спорили, что фотоизображение не может передать эмоций рисованных картин.
Спустя десятилетия, фотоискусство все же вошло в зал почитаемых пластических искусств, а вот «война» не прекратилась. Теперь споры начали происходить уже на почве технологии создания фотографии. Любое новое технологическое решение снова воспринималось в штыки. Так, большие дискуссии вызвал отказ от мокрой печати в пользу минилабов, переход от ручного вычисления экспозиции к автоматизированному, смена пленки на цифру.
Традиционное искусство с конца 18 века практически не развивается и достигло своего совершенства в технике. С тех пор практически ничего не изменилось – те же кисти, холсты, пигменты и масло, пусть и сделанные по современным технологиям. И с большой долей вероятности ничего нового уже не появится. Оцифрованное искусство только начинает свое становление и его развитие ограничено только техническим прогрессом всего общества.
Сейчас компьютерное или графическое искусство – это деятельность творческая, основу которой составляют информационные технологии, а результатом – художественное произведение. Понятие компьютерного искусство стало более широким и связано как с фотографией, так и цифровой живописью- создание полноценного изображения только посредством графических программ.

Графические редакторы

Самые известные программные средства для создания, редактирования и преобразования фотографии – это Adobe Photoshop и Corel Photo paint. О них слышали практически все, кто хотя бы несколько раз пользовался компьютером.


Photoshop от компании Adobe – это уже стандарт в сфере работы с фотографиями. Программа постоянно обновляется и имеет огромный набор инструментов, ускоряющих и упрощающих процесс работы с фотографии. Пользователь может выбрать подходящий цвет, сменить размер, тип кисти или другого инструмента буквально одним кликом мыши. Любое действие можно отменить, а возможность сохранять результат работы в любой момент открывает уйму возможностей как для профессионального, так и начинающего фотографа.  
В программной среде Adobe Photoshop можно не только изменять изображение, но и добавлять различные эффекты, накладывать специальные фильтры. Все это позволяет создавать фотографии в любой художественной стилистике. Простота этого графического инструмента конечно же иллюзорно. Как и в любой деятельности, важны навыки и умелые руки. Работу в Photoshop можно сравнить с работой художника, только вместо мольберта и набора кистей, экран и компьютерная мышь. Дилетант, и в первом, и во втором случае, будет рисовать бездарные картины, профессионал – произведения искусства. Мало просто научиться работать на компьютере, нужно иметь художественное видение, чувство меры и вкуса.
Corel Photopaint – это один из самых мощных графических редакторов. Менее популярный, чем Photoshop, но сопоставимый по функционалу. Для работы с цифровыми изображениями достаточно освоить одну из представленных программ. Стоит отметить, что Photopaint поставляется только в комплекте с программой CorelDraw.

Особенности компьютерного искусства как жанра


Несмотря на молодой возраст компьютерного искусства, существуют определенные критерии и ограничения, позволяющие определить грань между чистой фотографий и цифровой. Также следует разделять компьютерное искусство и дизайн.
В первом случае важно определить количество цифровой обработки изображения и установить чего больше – чистой фотографии или компьютерной составляющей. Если изображение на фотографии лишь были небольшие доработки, связанные с техническим несовершенством фотокамер, то его можно смело назвать чистым. В противном случае, при наличии значительного количества компьютерных манипуляций – это уже цифровое искусство.
Например, замена цвета, контрастности, настройка яркости, незначительная ретушь посредством Adobe Photoshop или другой подобной программы – это все еще чистая фотография. Данные манипуляции выполнялись профессиональным фотографами и в ручную. Ретушь изображения существует с момента появления самой светописи. В 19 веке прошлого столетия в специализированных фотоателье была даже должность ретушера. Это был очень кропотливый труд. Работа ретушера занимала много времени и оценивала дороже, чем работа фотографа.
Пограничной обработкой между чистым изображением и цифровым можно назвать такие манипуляции, как наложение фактур, тонирование некоторых частей картины, трансформация колорита. Дублирование, дорисовывание элементов, составление коллажей, изменение форм, пропорций и размеров – это уже чистой компьютерное искусство.

Цифровое искусство и дизайн

Многие ассоциируют оцифрованное искусство и дизайн, но как говорилось ранее, это не так. Установить грань между данными понятиями довольно сложно, так как различие лежит в области самой идеи, преследуемых целях и задачах.


Любое искусство, как и цифровое, самодостаточно и самоценной, оно возникает как итог поисков автора. Дизайн же это использование инструментария искусства, для выполнения поставленной поставленной задачи, не призванное выразить мировосприятие художника. То есть, инструменты те же, но цели диаметрально противоположные. Фотограф, занимающийся компьютерным искусством, с помощью различных манипуляций подобно художнику создает реальность. Фотографические элементы выступают в качестве атомов, создающий новую модель мира.
Возможно, оцифровое искусство возникло потому, что фотографам было сложно найти подходящие взаимосвязи между предметами в реальности. Наверное поэтому и был придуман фотомонтаж (особую популярность обрел в прошлом веке) – склейка нового изображения из фрагментов или целых фотографий.
«Чистая» фотография изображает предметы, взаимодействующие между собой и окружающим миром. Фотограф же композиционно подбирает кадр, создавая пространство, основанное на его видение мира. В данном случае оно имеет свое отображение в действительности. Используя программные средства, художник создает новое пространство.
«Природное» фотоизображение – это всего лишь игра с предметами и их соотношениями, компьютерное искусство – это полет фантазии, нечто вне реальности.
 Становление нового жанра в фотографировании напрямую связано с развитием компьютерных технологий и несомненно расширило функционал фотографов. Цифровое искусство позволило больше не привязываться к существующей реальности. Фиксация нашей реальности – главное достоинство фотографии, но графические редакторы позволяет создать новую. Оцифрованное искусство – это баланс между традиционной живописью и фотографией и оно имеет место быть.

Комментарии